Снегоходная экспедиция на Перевал Дятлова и хребет Чистоп. Отчет Алексея Белоусова

Рассказ о снегоходной экспедиции на Северный Урал: Перевал Дятлова и хребет Чистоп  

Даты экспедиции с 18.02.2016 по 23.02.2016

Команда снегоходчиков Белоусова Алексея из г. Москвы.

 

Пролог

Наша команда достаточно давно сформировалась из любителей активного семейного отдыха и с 2000 -х годов начала включать в свои путешествия элементы из разряда умеренно-экстремального туризма. В частности c 2009 г. у нас появилась зимняя традиция - осваивать новый снегоходный маршрут.

Нам уже довелось побывать в Хибинах, на полуострове Рыбачий, пройти маршрут Петрозаводск - Беломорск, включая трассы по Беломоро-Балтийскому каналу, маршруты  по треснутым льдам и разломам Онежского озера и некоторые другие.

Как правило,  снегоходные туры мы планируем еще осенью, но вот в этом году даже в середине января, мы так и не определились c местом и маршрутом нашего путешествия.

Когда нет идеи и плана, все идет к тому, что поездка просто не состоится. Команда уже вяло реагировала на Карелию и Кольский, поэтому заинтересовать нас можно было только чем-то новым и особенным. Мысль поехать на Северный Урал, пришла как всегда спонтанно и неожиданно.

Загадочный, таинственный и мистический перевал Дятлова, хребет Чистоп с потрясающим видом на весь Северный Урал, заброшенная радиолокационная станция, затерянные в тайге древние народности манси, отсутствие сотовой связи и практически полное отсутствие цивилизации - все это было серьезным поводом задуматься о попытке временно покинуть нагретые офисные кресла и окунуться в суровую атмосферу Уральских северных широт.

После  тщательного анализа  всех существующих предложений по этому направлению наш выбор пал на компанию Дикий Север из Екатеринбурга. Основными критериями нашего выбора были:

-      большой практический опыт работы в этом регионе,

-      профессиональные инструкторы,

-      положительные  отзывы клиентов, 

-      информативный сайт, содержащий большое количество отснятого на маршрутах фото и видео,

-     непосредственная связь с организатором тура, равно как и отсутствие ненужных менеджеров, продающих туры, которые, как правило, не всегда точно знают и понимают, куда и в какие условия они отправляют людей на отдых, учитывая специфику тура, климата, региона пребывания, подготовленность группы и т.д.,

-      и, что немаловажно, приемлемые цены…))

Буквально через день после обращения мы получили предложение с условиями тура и в течение последующих суток все потенциальные участники без исключения дали свое согласие на участие. Таким образом, спонтанная идея всего за пару суток стала окончательно сформированным и принятым решением!

 

День 1 (Екатеринбург – Вижай)

Три недели ожидания поездки пролетели как три дня, и вот она - долгожданная встреча с Евгением Свитовым из компании «Дикий Север» в 5 утра в аэропорту Кольцово, знакомство, быстрая загрузка багажа и незамедлительный выезд на Северный Урал.

Время в пути пролетело незаметно благодаря увлекательным рассказам Евгения про Урал, походы,  найденную тушку динозавра, остановке на перекус и закупку продуктов в Ивделе.

Примерно в 5-м часу вечера мы уже мчались по дороге на Вижай - последний посёлок, до которого есть дорога плавно переходящая в «направление». Последние  20 км дороги до Вижая малопредсказуемы: можно запросто застрять на бездорожье или полночи «разъезжаться» со встречной машиной, выкапывая спасительный «карман», или, понадеясь на русский «авось», выкапывая своего четырехколесного коня из внушительного размера сугроба.

Нам повезло: Тойота-Тундра уверено держала обледенело-заснеженную дорогу и единственная встречная малолитражка не стала препятствием на нашем пути. Ничего, выберется из кювета, когда тут, как следует, подсохнет летом! Разумется, это шутка, разъехались мы без каких-либо трудностей. Подобных шуток в тексте будет еще предостаточно, поэтому просим к ним отнестись исключительно с юмором и не искать в них какого-либо негативного подтекста.

Уже затемно мы прибыли в Вижай, из которого в далеком 1959 году группа Игоря Дятлова  отправилась в свой последний поход.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto1-1.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto1.jpg

 
Нас разместили в колоритной, пронизанной духом суровой жизни на севере, но (надо отдать должное) хорошо протопленной избе, имеющей второй этаж - для тех, кто желает видеть звезды на ночном небосклоне чуть ближе, а утром наслаждаться видом близлежащих окресностей чуть дальше.

За незамысловатым холостяцким ужином к нам присоединился для знакомства и обсуждения деталей похода наш гид-инструктор Константин Кузнецов.

Но не будем томить читателей всеми деталями выпитых обсуждений, ведь на дворе уже ночь, пора ложиться спать, а утром - старт экспедиции!
 

День 2 (Вижай – Елес-Тур)

Утро нас встретило голубым ясным небом и хорошей погодой. Хороший вид из окна подавал добрый знак для первого дня похода. Нам предстоял переезд на базу Елес-Тур (примерно 50 км от Вижая). Константин и Дмитрий заправили все  снегоходы. Мы завершили мелкие документальные формальности в отношении своего рабства в случае хищения или поломки дорогущего, как стоимость трёшки в центре Москвы, снегохода (очередная шутка, ну не в центре конечно, а где-то за МКАДом), помогли упаковать свои вещи, продукты, бензин и прочий скарб в сани-волокуши и… Все, поехали!

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto2.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto3.jpg


Учитывая предыдущий опыт вождения снегохода, погодные условия, силу солнечного ветра, коэффициент скольжения и тангенс угла наклона к азимуту, вприкидку, на всю дорогу должно было уйти не более 2-х часов. Были грандиозные планы приехать пораньше, чтобы успеть порыбачить на озере и получить еще одно маленькое дополнительное впечатление.

Речка Вижай еще не вскрылась, поэтому ее переехали достаточно легко, остановившись лишь на короткую фотосессию.

Недаром говорят, что переезд равен двум пожарам, и если не считать первых малозначительных потерь различного скарба, выпрыгивающего на свободу из весело подпрыгивающих волокуш, то первым относительно значимым небольшим препятствием в дороге стал грузовик  «Урал», который вез топливо для ростелекомовских спутниковых таксофонов. Мы до сих пор не знали, что таксофоны работают на жидком топливе!!! Были уверены, что уже давно исключительно на твердом… 21-й век все же шагает, в том числе и в нашем лице, по Уралу…

Водитель Урала совершенно не соблюдал дорожную разметку, непредсказуемо перестраивался из ряда в ряд, не включал поворотники, в общем, вел себя достаточно дерзко, поэтому его обгон вызвал затруднения у некоторых участников. Примерно потребовалось около 30 минут, чтобы донести до него, мол, ты не прав, дядя! Видишь, идет колонна со спецсигналом? – прими вправо, пропусти колонну и пили себе дальше заправлять таксофоны и инкассировать терминалы.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto4.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto5.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto5a.jpg


Надо отметить, что в отличие от езды «налегке»  езда с санями-волокушами имеет свою специфику, и по дороге с кочками особо не разгонишься, т.к. в один прекрасный момент сани волокуши могут стать незатейливым хард-топом к арендованному снегоходу, заблоговременно, если повезет, опорожнившими свое содержимое еще до прилета на голову незадачливого арендатора.

Благо у нас такого не произошло, но один из участников группы просто потерял волокуши с бензином. Воодушевленный нежданной легкостью, окрыленный своими мыслями, не оборачиваясь, он продолжил свое стремительное движение не заметив существенной потери. Одна из канистр, не выдержав темп безумного родео и невиданной доселе наглости, подло треснула и стала разливать свой негасимый темперамент марки АИ92 прямо наружу. Еще примерно час пришлось потратить на укрощение строптивого трио: транспортер-волокуши-канистра.

Вооружившись терпением, дополнительным вниманием и заботой об окружающей среде мы продолжили путь,  периодически осматриваясь и оглядываясь. Чтобы не терять периодические отцепляющиеся волокуши пришлось существенно снизить скорость. Зато мы стали меньше тратить время на остановки - как говорится, тише едешь, дальше - больше.

 Преодолев только половину пути, нам уже пришлось облиться потом, бензином, от  постоянных прыжков по кочкам начали неприятно ныть мышцы спины, от тугого курка газа каменеть пальцы, а в глазах бесновались сумашедшие мошки.

 А ведь это не поездка в горы и мы еще даже  не добрались до базы! Вот она специфика настоящей снегоходной экспедиции !

Опуская из повествования прочие мелочи бытия, до финиша мы добрались ближе к вечеру. Вместо планируемых 2-х часов дорога заняла целых 5 часов!

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto5.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto7.jpg


На вполне симпатичной базе «Елес-Тур», компактно расположившейся на берегу заснеженного озера, нас ждал достойный прием и размещение в уютном домике с  видом на багровый закат как раз в то время, когда уставшее от наших причуд солнышко готовилось к вечерним процедурам и после положенных ста грамм «за сбитый» к незамедлительному отбою.

Следующий день обещал быть достаточно насыщенным, ведь нас ждал бросок на перевал Дятлова!

 

День 3 (Елес-Тур – Первал Дятлова)

Расстояние до перевала Дятлова от Елес-Тура около 60 км, соответственно, сверив свои вычисления с помощью таблицы на последней страничке школьной тетерадки, дневной пробег должен был составить примерно 120 км. Движуха «налегке», за исключением Константина,  взявшего с собой сани-волокуши с бензином. Тем не менее, волокуши предстояло сбросить, не доезжая перевала, и забрать на обратном пути. Вещь все-таки полезная, еще может в хозяйстве пригодится!

Погода стояла отличная, голубое небо и  минус -5 за окном. Все в путь!

Наша группа шла в хорошем темпе и уже буквально через пару часов мы сделали остановку в местечке под названием «база Ильича». Это домик в тайге открытый для свободного проживания всех желающих. Кстати, хотелось бы добавить, что второй корпус все-таки строить надо, т.к. на свободное проживание иной раз рассчитывать и не приходится. Постояльцев порою, как шпротов в рижской прямоугольной банке.

Там мы встретили группу снегоходчиков-экстремалов из Нижневартовска, которые более 2-х недель  катались по  этим местам, пробивая тропы, покоряя новые вершины, оставляющих свой потом политый гусеничный след в истории покорителей сурового Урала.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto8.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto8a.jpg


Закрыв свои рты после рассказов бывалых таежников, мы продолжили свой путь через «сказочный лес». На деревьях и пнях лежали искрящиеся в солнечном свете снежные шапки, придающие своим хозяевам необычайный статус солидности, важности и, подчас, даже легкой небрежности, намекая на свою компетентность не только в лесных делах холодного Севера, но и в последних тенденциях французских и итальянских модных домов.

У полузаброшенного охотничьего домика, тем не менее, оборудованного печкой и имеющего весь минимальный набор опций хостела 1* (зубная паста, полотенца и тапочки не входят) мы оставили волокуши, дозаправили снегоходы и продолжили путь дальше.
 

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto9.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto10.jpg

 
И вот, наконец, после нескольких часов интересной, но изматывающей езды по лесной тропке лес стал редеть, как растительность в эпицентре профессорского мышления становится все мельче и реже…

Интуиция негромко, но очень отчетливо шептала прямо в мозг: перевал уже близок!

Перед въездом в горы Константин провёл небольшой дополнительный инструктаж с напоминанием техники езды в горах, постоянно следя за тем, чтобы во время инструктажа и после никто серьезно не пострадал.

Примерно через полчаса, после неспешного горного подъема перед нами открылось поистине мистическое зрелище !

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto11.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto11a.jpg


Гора Холатчахль заметно возвышалась на фоне остальных гор и была укрыта плотным одеялом клубящегося гигантского облака, скрывающим под собою плавные линии горного рельефа. В кипящей пене этого облака на фоне абсолютно безоблачного неба рождалась белоснежная искрящаяся на солнце вихреватая пена, разбиваемая ветром в мельчающую ледяную пыль, которая со страшной силой спускалась вниз, подхваченная ураганным ветром. Ничего подобного в своей жизни мы до этого не видели ! В эпицентре этого атмосферного перемещения влаги было очень сумрачно без солнечных лучей,  жутковато и ужасно не комфортно из-за жесткого снега и сильного ветра.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto12.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto13.jpg


Навпечатлявшись необычным природным явлением, мы отправились непосредственно на сам перевал Дятлова. У камня, где установлены мемориальные таблички памяти группы  Игоря Дятлова.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto14.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto15.jpg


Константин показал нам место, где стояла палатка, потом спустились к ручью, где была найдена большая часть группы Дятлова. 

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto16.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto17.jpg


Временами видимость падала чуть ли не до нуля, в потоке кромешной адской белой смеси ориентироваться было крайне сложно…

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto18.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto19.jpg


Время уже близилось к 16-ти часам, пора было выдвигаться на базу Елес-Тур. На обратном пути мы снова остановились у «базы Ильича».

Пионеры, идущие в авангарде колонны, выклянчили у «ильичовцев» пару поленьев, не без их, хоть и не очень приветливой, но все-таки помощи, разожгли костер, вскипятили воды, заварили чай и организовали небольшое придорожное бистро для всех членов клуба. Поскольку члены клуба за удовольствия не платят, и мы не располагали достаточным количеством времени и ресурсов для анализа рынка предоставляемых в этом сегменте питания услуг, фактически из-за отсутствия потока потребителей в этом достаточно проходном месте по таежным меркам, прогнозируя завышенные расходы на содержание персонала и нулевую рентабельность, под хруст последней печенюшки нашу точку быстрого питания пришлось скоропостижно закрыть. И, откланявшись «дедушкам» - покорителям уральских высот, мы поспешили восвояси в нагретые, заранее протопленные Василием избы.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto20.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto20a.jpg

 
На базу возвращались, когда уже серьезно стемнело. Колонна значительно растянулась. Идущие впереди, периодически, ожидая пока подтянутся другие участники группы, останавливались и лежали на снегоходах, задрав носы, наслаждаясь тишиною и красотою звездного неба. Не каждый день удается увидеть колонну транспортных военных самолетов, идущих, как и мы, колонной, пересекающей все небо от горизонта до горизонта… Все-таки Урал - удивительное место - тут даже самолеты сбиваются в стаи…

Когда к 22-м часам мы вернулись на базу, нас ждал роскошный ужин от Дмитрия: борщ с лосятиной, зашпаренный березовым полешком для придания ему неповторимого аромата дымка, лосятина, всевозможные рулетики и закусочки, и даже походное тирамису (и не только для девочек) на десерт!  

Надо отметить, что приготовленные им изысканное Blanquette в сочетании с тонко нарезанным Baguette, приправленным Cervelle de сanut ljcnfkcz достались далеко не всем членам нашей экспедиции, а видимо, только особо приближенным к телу мастера пищевого производства, или согласовашим эти изыски заранее. Поэтому, дабы  не наступить на эти грабли и не утереться густовыделяемой слюной,  перед отправкой в данное путешествие требуйте предварительного согласования норм продуктового довольствия на каждого члена экспедиции, список желаемых изысков и винную карту! Следует отметить, что единственным, зарекомендовавшим себя надежностью и качеством продуктов, поставщиком в ближайшей мансийской «Азбуке вкуса» являются… сами манси… поэтому выбор деликатесов немного отличается от привычного супермаркета и не всегда можно найти то, к чему сегодня лежит душа и, распевающий баритоном Тома Уэйтса, желудок.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto20s.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto20v.jpg


На следующий день нам предстояло подняться на
хребет Чистоп и увидеть весь Северный Урал! Поэтому количество горячительных напитков под тосты, которые можно уместить мелким почерком в школьной тетрадке, пришлось сократить всего до одной страницы.

 

День 4 (Елес-Тур  -  гора Чистоп)

Весь маршрут на Чистоп от базы Елес-Тур составляет не более 60 км (туда и обратно).  Если на перевал Дятлова мы ехали по уже не просто существующей тропе, а практически «автостраде», то на гору Чистоп бульдозерами и грейдерами нам предстояло быть самим. Наличие тропы можно было угадать исключительно по имеющимся просветам просеки в лесу и собственной интуиции. Тропить на Чистоп предстояло самостоятельно - собственными ногами, руками, телами и даже задницами, но обо всех прелестях первопроходцев нам предстояло узнать несколько позже…

 В этом году пока только одна группа смогла туда подняться в январе, потом были достаточно мощные снегопады и тропу полностью занесло.

Сначала первым шёл Константин, накатывая тропу, потом его сменил Ринат, далее Алексей. Понюхать снежного табачку в роли первопроходца досталось и другим участникам. Так мы и шли, а точнее ползли, периодически помогая друг другу выкапывать постоянно утопающие в метровых снегах наши снегоходы. Константин постоянно страховал всех на сложных участках и деликатно руководил и непосредственно сам участвовал в «раскопках» снегоходов.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto21.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto22jpg.jpg


Когда в авангарде колонны шел Алексей, то его созидательный путь и резвый пыл пришлось поставить на паузу - перед ним впереди неожиданно обозначился овраг, который объехать не представлялось возможным. Константин, проведя анализ  сложившейся ситуации, как эксперт дал заключение, что в связи с недавно прошедшими локальными тропическими дождями образовались промоины, произошло смещение тектонических плит, образовались разломы, возможно непроизвольное извержение магмы, и что все это не входит в покрытие страховкой на снегоходы, поэтому вперед путь для нас «заказан».

Но, порадовал эксперт, есть и другая дорога, которая будет «немного» посложнее, т.к.  имеет более крутой подъем в гору. Развесишей сушиться в ожидании мнения эксперта на припекающем солнышке свои изрядно подмокшие подштанники братве вскоре пришлось разворачивать снегоходы, дабы двигаться в обратном направлении.

Чтобы помочь развернуть или откопать снегоход приходилось не подходить, а подползать к ним на четвереньках, потому что подойти обычным способом не представлялось возможным. Смельчаков, вставших ногами на снег, бездушная масса затягивала порой по пояс, а иногда и почти по грудь...

Надо отметить, что колонна стояла в достаточно узком тоннеле, окруженном по обе стороны растущим кустарником, напоминающим плетеный забор, поэтому места для разворота самим снегоходом, маневрируя вперед-назад практически не было. В этой ситуации разворот снегохода осуществлялся группой из 4-х человек методом «вертолёт» -  одновременным заносом носа снегохода в одну сторону, а кормы в диаметрально противоположную. Разумеется, предварительно утоптав для маневра под собою снег. Работа кипела, народ мок, обливаясь потом, и пар валил от разгоряченных сердец и взмокших макушек, как от паровоза, случайно заблудившегося в этих краях.

Победив изменение направления движения, мы вывернули на подъем вверх по лесному склону. То ли от солнечного тепла, то ли от наших жарких топтаний снег, становился все более влажным и рассыпчатым. Вероятно, снегоходы думали, что уже пришла долгожданная теплая весна и стремились «загнездиться» все чаще и чаще.

Тогда возникла нестандартная идея – пустить вперед вожака стаи, дабы пробить первичную тропу до самой вершины, чтобы отвлечь снежики от неожиданной идеи продолжения снегоходного рода и облегчить путь уже выбивающимся из сил седокам.

Константин, пришпорив покрытого суровыми шрамами своего вороного жеребца, покоряя его своей воле, топтал его подножки то слева, то справа, раскачивая в разные стороны, и порою задирая его морду прямо в небо. Японский скакун, закусив удила, показывал свой норов, ныряя из стороны в сторону, пытался ослушаться седока, метал снег во все стороны, но в итоге, покорился твердой руке и хватке наездника, и Константину удалось проскочить дальше почти на самый верх.

Для нас, новоиспеченных «метростроевцев», усердно копавшим тоннель для своих раскапризничавшихся малюток освоенное им расстояние было поистине фантастическим. Тем не менее, все это время мы пытались, понемногу продвигаясь вверх, постоянно выкапывая и откапывая друг друга.

Когда Константин вернулся к нам, он сказал, что протоптал вполне достаточно и теперь остальные могут следовать по его пути. На сей раз, Андрей вырвался вперед остановившейся колонны и, подражая манерам Константина, исчез-таки за поворотом …

Тем не менее, наши кобылы блаженно тонули в снегу и несмотря ни на что упорно не хотели ехать дальше, демонстируя свою эмансипацию, тяжелое положение, переработку в моточасах, членство в профсоюзах, свои права и свое мнение по каждому вопросу, которое требовалось учитывать и к которому нужно тоже прислушиваться.

Внимая этим стенаниям, мы ждали возвращения наших друзей, изрядно умявших колею, в нашем представлении,  для наших изнеженных красавиц.

Какое-то, не слишком продолжительное, время мы еще слышали звериный рев их удаляющихся снегоходов, но потом, через еще несколько минут, легкий ветерок, раскачивающий верхушки деревьев полностью поглотил все инородные механические шумы и звуки. Насколько далеко ребятам удалось оторваться от нашего места пребывания, даже представить себе было невозможно. Мы свистели, орали, пытались вслушаться - не зовет ли нас кто-то, может быть на помощь, но все было тщетно. Ни рокота снегоходов, ни криков, ни свистов мы так и не услышали.

За последние три часа мы проползли вверх по склону не больше четырехсот метров! Солнце насытилось нашим любованием, мы стали ему не слишком уже интересны и оно начало свой путь к плавному закату. Мы по-прежнему валялись в лесу по пояс в снегу,  вымокшие насквозь, от тела еще иногда валил пар, а в сапоги и рукавицы набился вездесущий снег.

Ребят ждали более часа. Стало быстро темнеть, отчего мы понемногу стали замерзать,  промокшие рукавицы промерзали в первую очередь и постепенно превращались в ледышку. Посовещавшись, мы решили, что в это время, изрядно обессилив, пытаться на снегоходах идти вверх уже не имеет никакого смысла. Перспектива гарантировано зарыться снова в снегу и потратить еще как минимум полчаса, а то и час на очередное откапывание абсолютно не радовала своей розовой фееричностью.

Даже если мы поднимемся на вершину горы, смотреть там уже будет совершенно нечего. Поэтому, так или иначе, надо было разворачивать снегоходы в сторону базы и ждать ребят. Собрав остатки сил, мы развернули снегоходы и стали обдумывать, что предпринять в данной ситуации.

Решено было вернуться на базу, переодеться во все сухое и, если через час или два ребята не вернутся, взяв подмогу, лыжи или снегоступы штурмовать высоту в поисках пропаших товарищей.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto23.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto24.jpg


Мы оставили ребятам канистру бензина и записку, нацарапанную на снегу, мол, мы решили вам тут не мешать и деликатно покинули сие место, предав свои тела теплым покоям Елес-Тура.

Однако примерно через полчаса нас догнали Константин и Андрей. Они были на одном снегоходе, второй снегоход отобрали злые духи леса, за то, что мы сильно шумели и иногда разговаривали матом в этом оазисе культуры и просвящения. На одном из крутых поворотов местный злой дух Чистопиз не дал Андрею повернуть руль, отчего тот не удержал снегоход, сошел с тропы и съехал вниз по склону, мякго прислонившись к паре стройных березок.

Не обошел Чистопиз и Константина – тот тоже попал в снежную ловушку и не в состоянии был выбраться из нее самостоятельно. Благо у Андрея в снегоходе была пара снегоступов, оседлав которые он сумел добраться до Константина и оказать посильную помощь в высвобождении из снежного плена. Застрявший снегоход было принято решение оставить в гнезде на ночь - вытащить снегоход вдвоём  у них не было ни сил, ни возможности, да и времени тоже.

Вечером за ужином под тосты за благополучное возвращение  было принято решение утром ехать обратно на Чистоп и забрать оставленный на приколе снегоход.

 

День 5 (Елес-Тур – гора Чистоп – Вижай)

Это утро было пасмурным. Небо было полностью затянуто облаками и ничего хорошего в целом не предвещало.  Побаловала погода и хватит. Ночью прилично подморозило и это означало, что  вся эта вчерашняя снежная каша подмерзла и снегоходы более уверенно будут вести себя при подъеме. К тому же, сегодня же нам предстояло вернуться на перевалочную базу в Вижай, поэтому времени на пыхтелки и сопелки в горах у нас не особо много.

Упаковав свои чемоданы, сдав ключи от номера и сделав после чек-аута несколько селфи с сексапильной кастеляншей базы Елес-Тур, мы снова помчались в сторону непокоренного Чистопа!

Предсказания Константина сбылись: снегоходы уверенно шли по обильно политой потом вчерашней тропе. Ни разу не застряв, мы без особых усилий поднялись к тому месту, где вчера Андрей за недорого припарковал свой снегоход. Возрат полночного бродяги на путь истинный, под чутким тактическим руководством Константина не занял слишком много времени и этот факт вселял большую надежду на покорение вершины Чистопа. Ведь самый сложный участок был вымучен вчера, снег стал жестче, уклон меньше, достаточный запас времени и все это в совокуности сулило достаточно уверенные перспективы для восхождения.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto25.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto26.jpg


Первым, пробивая тропу, шёл Константин на своём лёгком Викинге, потом Алексей на тяжелом и мощном Линксе укатывал как каток тропу, далее шли все остальные «девочки». Тем не менее, периодически приходилось останавливаться, чтобы помочь откопать снова увязшую кобылу, но по сравнению с предыдущим днём эти случаи уменьшились в разы.

Лес понемногу стал редеть, мы все ближе и ближе поднимались к вершине. И вот, наконец-то, мы поднялись на точку, откуда открывался потрясающий вид на весь Северный Урал!

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto27-1.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto27.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto28.jpg

 

Было достаточно облачно, но, в награду за упорство, плотные облака расступились и солнце обласкало нас своими лучами, разукрасив макушки гор в розовато-голубые пастельные тона.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto29.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto30.jpg


Да!
За этим стоило ползти, топтать ногами и своими задницами снег, рыть тоннели и таскать на себе снегоходы, пробираясь вверх, сквозь снега, обливаясь потом и выбиваясь из сил.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto31.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto32.jpg


После любования пейзажем и фотосессии, мы попили горячего чая и начали путь обратно. Когда проезжали мимо того сложного участка в 300 метров, где вчера провели  полдня, от вида ширины вытоптанного «метрополитена», от разрытых поворотов, утрамбованных и «красиво» утоптанных участков посреди леса, где глубина снега еще вчера ласкала грудь, сердце ёкало от воспоминаний о вчерашнем штурме.

В деревне Ушма, в доме манси мы остановились перекусить и попить чаю и посмотреть, как в принципе обустроено житие-бытие местного коренного населения.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto33.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto34.jpg


За затянувшимися разговорами о политике Обамы, падающих ценах на черное золото, о Сирии и несовершенстве пенсионной системы уже только после 18-ти часов вечера мы выдвинулись в сторону Вижая.

Путь предстоял хоть и не малый, но и не очень сложный - крути себе педали и крути. Стемнело, по сторонам особо смотреть уже не на что.

Но и здесь, несмотря на равнинный участок дороги, не обошлось без приключений. У Романа неожиданно сломался снегоход, который пришлось эвакуировать с трассы путем погрузки на волокуши. Надо отметить, что все пустые канистры, лежащие в этих волокушах, пришлось привязать к волокушам с чемоданами, от чего последние стали похожими на гигансткого ежика с кубическими белыми иголками-погремушками. Увидеть такого монстра однажды в ночном лесу мы бы Вам не советовали...

 Волокуши с раненым снегоходом прицепили к танко-Линксу. Крепление саней к снегоходу рассчитано на гораздо меньший вес и поэтому сани стали периодически отрываться, не проехав и 500 метров. Когда в очередной раз волокуши оторвались от снегохода, Константин проявил смекалку и зубочистками и жвачкой сумел наладить крепление, которое, наконец-то, стало «держать» эту дорогу с ямами и кочками.

Поддерживая крейсерскую скорость, эмпирически установленную в 25 км/ч, мы потихоньку двигались в сторону Вижая. Вышла луна, небо было усыпано звёздами и несмотря на сильную усталость, мысль о том, что мы сегодня покорили Чистоп, придавала сил, энергии и двигала вперёд наши сердца и тела!

На базе в Вижае, в доме, где нас ждали, неожиданно сломался генератор, поэтому прощальный ужин проходил вполне романтично, в свете свечей и фонарей, придавая финалу путешествия дополнительную нотку таинственности и загадки.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto35.jpg file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto36.jpg


Быстренько скостролили походный ужин, выставили на стол запотевший запас на вечер и, с превеликим чувством гордости и радости, выслушали первый  тост от нашего настоящего капитана, гида и инструктора Константина Кузнецова - за нашу команду! 

Как же было здорово так вот, сидя вместе за одним столом, ещё раз вспомнить и пережить яркие моменты нашего путешествия, наполненного большим количеством событий и приключений, которые просто невозможно все описать в этом уже и так не коротком повествовании. Было чертовски приятно услышать, что Константин остался доволен нашей командой, что ему понравилось идти с нами и он тоже получил от общения с нами свою порцию удовольствия.

 

День 6 (Вижай – Екатеринбург)

Утро в день отъезда было хмурым, серым и пасмурным. Собрали вещи, погрузили снегоходы в прицеп и тронулись в обратный путь. Вылет в Москву из Кольцово в 21-15, впереди 620 км!

Сложный участок дороги до Ивделя прошли без особых сложностей, зато потом, когда вышли на трассу до Екатеринбурга начался обильный снегопад. Средняя скорость движения упала до 50-60 км/ч, видимость иногда составляла менее 50 метров, поэтому требовалось соблюдения крайних мер предосторожностей по пути следования до аэропорта.

Расчетное время прибытия в Кольцово по навигатору выскакивало как раз к моменту окончания регистрации на наш рейс. Сохраняя спокойствие, Евгений мастерски вел автомобиль, периодически связываясь по рации с водителями фур, чтобы те, по возможности, уступили нам дорогу. В результате 9-ти часового броска мы  приехали в аэропорт за 20 мин до завершения регистрации. Этого времени хватило даже прикупить сувениров в лавке и немного подкрепиться в кафешке.

До момента касания шасси в аэропорту  Шереметьево не отпускало чувство, что еще не все приключения закончились с нами, и какой-то новый зигзаг судьбы может что-нибудь изменить, даже когда менять вроде бы уже и нечего…

 

Эпилог

Могли ли мы себе представить, когда собирались на Северный Урал, что поездка будет именно такой? Конечно, нет! Наша поездка получилась яркой, насыщенной непредсказуемыми событиями,  с  трудностями, которые порой казались просто непреодолимыми.

Термин « Снегоходная экспедиция » теперь стал намного понятнее, стало ясно, чем это отличается от попсового катания на снегоходах в местах с развитой инфраструктурой.  Здесь никто не гарантирует даже самые, на первый взгляд, простые вещи.

Стало понятно, что далеко не каждый снегоходчик или даже целая команда может подняться на горные вершины даже по существующей тропе. А что говорить, когда сам «пробиваешь» такую тропу? Когда ты, выбиваясь из сил, ползешь на четвереньках откапывать очередной  зарытый снегоход, когда при этом твои руки утопают в снегу и ты понимаешь, что за три часа изнурительной нагрузки пройдено всего 300 метров! А сколько еще так предстоит проползти и пропахать на пути к горной вершине? Хватит ли у тебя терпения, сил, и мужества не остановиться, не расплакаться и не послать все к чертовой матери?

Зато как распирает от эмоций, когда вопреки всему ты все-таки поднялся на эту вершину! Горы нехотя, не с первого раза нахрапом, но пустили тебя полюбоваться этими потрясающими видами на Северный Урал. Когда ты понимаешь, что не просто поднялся на вершину, но и проложил тропу, по которой уже потом пойдут другие группы и снегоходчики.

file/otzivy/2016_belousov_pereval_dyatlova/foto37.jpg


В этой снегоходной экспедиции хотелось бы отметить особую роль нашего инструктора
Константина Кузнецова, без которого о покорении вершин и перевалов можно было  даже и не мечтать. Умение правильно расставить людей на маршруте,  высокая техника управления снегоходом,  быстрое принятие решений в сложных ситуациях, спокойствие, умение создать настрой и подобрать нужные слова, когда сомневаешься в своих силах, коммуникабельность и высокий профессионализм во всех походных нюансах -  все это лишь некоторые из ярких лидерских качеств Константина, который уверенно вел нашу команду к цели.

И конечно, самое главное, нам, как инициаторам этой авантюры и как авторам этого отчета, хотелось бы поблагодарить всех участников нашей команды: Романа Шукова, Михаила Квасникова, Андрея Листопада за то, что все выкладывались на полную катушку в трудные моменты.

Даже когда  от тела валит пар, как дым из банной трубы, когда рукавицы полные воды и их приходится постоянно отжимать, но, тем не менее, несмотря ни на что, надо идти и вытаскивать увязшего в снегу товарища.  И все шли, и каждый понимал, что на горные вершины и хребты нельзя подняться в одиночку, их может покорить только команда, где каждый помогает друг другу и все настроены только на победу!

И, в заключение, мы хотели бы выразить особую благодарность организатору этой экспедиции – компании «Дикий Север», ее руководителю - Евгению Свитову, а также бренд-повару-инструктору Дмитрию за организацию,  логистику, всевозможные вкусняшки и чистую посуду.

Уверены, что мы еще не раз будем путешествовать вместе.

Северный Урал - это только начало, впереди Приполярный  и Полярный УРРРААААА-л!

Алексей Белоусов

Ринат Фахрутдинов

Москва

февраль 2016

 

 

Поделитесь